Что такое монолитная бетонная конструкция

Железобетон стал применяться в строительстве достаточно давно, сам бетон впервые открыли древние римляне. В России бетон стал обретать популярность еще с начала 19-го века, а именно с 1802 года, ведь благодаря данной технологии можно было обеспечить строительство всех необходимых на то время сооружений в тяжелых строительных условиях. И пусть тогда еще не было известно то множество добавок и вариаций бетона, которое мы знаем сейчас, он уже тогда проявлял свои качества в самом лучшем свете, благодаря чему начал стремительно набирать популярность на строительном рынке и сейчас мы знаем, что без монолитных конструкций не обходится практически ни одно современное сооружение. А о том, какие именно характеристики сделали железобетон самым востребованным материалом в строительстве, как происходит армирование и монтаж ЖБК и какие стандарты это регламентируют, мы поговорим далее.

Армирование монолитных железобетонных конструкций

Ну и начнем мы с основ такой науки, как сопротивление материалов. Я думаю, что многие из наших читателей когда-то сталкивались с так называемой «эпюрой» моментов и на всю свою жизнь запомнили основное правило: она рисуется со стороны растянутых волокон. Если мы мысленно представим себе балку на двух опорах, то эпюра моментов будет располагаться снизу от нее, если не заданы никакие дополнительные условия, и функция момента, уже переходя на математический язык, будет выпуклой вниз.
Переходя в реальность и рассматривая обычную бетонную плиту, мы с вами можем выделить множество ее положительных характеристик – это и огромная прочность на сжатие, и высокая морозоустойчивость. Даже по водостойкости бетон даст фору многим материалам. Но все же у него есть один серьезный недостаток, который любой опытный строитель или проектировщик всегда закладывает в проект производства строительных работ: бетон обладает весьма низкой прочностью на растяжение и изгиб.
Чтобы нивелировать этот недостаток, в бетон на этапе заливки вводится инородный материал, обладающий существенно большими прочностными характеристиками на растяжение. О правилах армирования мы поговорим немного позже, но одно из главных можно цитировать в каждом абзаце: материал необходимо укладывать строго со стороны растяжения волокон.
Теперь непосредственно к самому материалу: он также должен соответствовать определенным требованиям, самое главное из которых – устойчивость волокон на растяжение. Далее идет долговечность материала, сопротивляемость коррозии и прочие моменты, четко регламентирующие, что для армирования фактически подходят 2 группы материалов: стальные и композитные. И если внешний вид первых мы примерно представляем (это могут быть стальные уголки, швеллеры, двутавры и стержни), то со второй группой у нас могут возникнуть вопросы. И пусть композит существенно реже применяется в строительстве, пожалуй, стоит рассказать про него более подробно.
Композит – это не просто какой-то конкретный материал, а целый комплекс материалов. Процесс его изготовления выглядит следующим образом: берутся волокна, например, углеродные, и заливаются полимером, после чего материал застывает и приобретает необходимую форму. У данного метода есть свои плюсы и минусы. Безусловно, стоит выделить повышенную устойчивость к коррозии, а с учетом стандартного срока службы гражданских и промышленных зданий можно вообще с уверенностью заявить, что композит - вечный материал и переживет как само здание, так и бетон, в который он монтируется, однако он достаточно сложен в изготовлении и, как следствие, обладает высокой стоимостью, что позволило стальным материалам уверенно занять лидирующие позиции на рынке производства монолитных бетонных конструкций.
Сталь значительно дешевле композита, при этом срок эксплуатации у нее схож с привычным сроком эксплуатации любого здания. Вне бетона она подвержена множеству коррозийных процессов, однако при совместном применении она оказывается надежно защищена от внешних воздействий слоем бетона, в который при необходимости и желании можно добавить гидрофобизаторы и прочие антикоррозийные добавки. Со временем она стала настолько популярна, что выделилась отдельная отрасль строительной науки, занимающаяся конкретно изучением свойств железобетона.
Но не стоит думать, что арматуру можно просто положить на небольшой слой бетона, а после залить оставшимся. Это сложный и трудоемкий процесс, в котором все не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Далее мы подробно разберем вопрос армирования фундамента здания и там уже столкнемся с наглядными примерами реализации применения арматуры в производстве ЖБК.
Особенности армирования в зависимости от типа устройства фундамента
Как мы и говорили ранее, производство ЖБК требует особого внимания, и для того, чтобы конструкция не была выведена из эксплуатации раньше положенного срока, при проектировании срока службы необходимо соблюдать правила, которые были заложены еще в СНиПах и успешно перекочевали в современные ГОСТы с небольшими изменениями. Итак, всего при использовании монолитной железобетонной конструкции принято выделять 3 типа фундамента. О них и расскажем подробнее.

ПЛИТНЫЙ ФУНДАМЕНТ

Стандартные показатели толщины арматурного стержня при устройстве такого типа фундамента составляют от 15-ти до 30-ти сантиметров. Безусловно, если мы говорим о зданиях с небольшим весом, к примеру, загородных домах или небольших продуктовых магазинах, то допускается толщина стержня арматуры размерами от 6-ти сантиметров. Между перекрестными слоями арматуры устанавливаются подпорки, а сами стержни не свариваются, а вяжутся проволокой. Еще одним отличием такого фундамента является полная заливка бетоном всех элементов каркаса, иначе говоря, в агрессивную наружную среду выходит только бетон, надежно защищая сталь от коррозийных процессов.

ЛЕНТОЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ

В ленточном фундаменте основную нагрузку на себя воспринимают именно края фундамента, поэтому стержни располагаются в верхней части плиты, формируя защиту от растянутых волокон. Здесь каркас запрещено сваривать, а необходимая толщина между сталью и грунтом должна составлять не менее 5-ти сантиметров, а между продольными стержнями должно быть обеспечено расстояние не менее 40 сантиметров.

СВАЙНЫЙ ФУНДАМЕНТ

Это фундамент, получивший наибольшее распространение при строительстве в сложных эксплуатационных условиях, к примеру, в подвижных грунтах. Здесь обязательное расстояние от стержней до грунта составляет 10 сантиметров и увеличивается по мере роста габаритов сваи. Сами стержни выбираются толщиной порядка 12-ти – 14-ти сантиметров. Здесь наибольший интерес вызывает сам процесс производства фундамента, ведь роль опалубки выполняет не привычные нам деревянные конструкции, а рубероид, предварительно погруженный в скважину.

Конструкции и перекрытия монолитных железобетонных перекрытий
Элементы перекрытий задействуют множество ресурсов здания, забирая на себя часть его нагрузки, поэтому необходимо с особой точностью подойти к армированию данных конструкций, однако они не сложнее правил производства фундаментов:

1) Минимальные диаметры арматуры – 0,8 сантиметров

2) Максимальный шаг по длине – 20 сантиметров

3) Максимальный поперечный шаг – 35 сантиметров

4) Поперечная арматура по отношению к продольной не должна давать коэффициент меньше 0,25

5) Дистанция между двумя соседними стержнями в перекрытии не должна превышать 2-х сантиметров

6) Допускается применять арматурную сетку.

Соблюдая эти несложные правила, вы сможете быть уверены в том, что ваши перекрытия прослужат вам так же долго, как и все здание.

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО АРМИРОВАНИЯ

Нельзя нарушать связь бетона и арматуры, т.к. при передаче нагрузки с бетона на арматуру с потерей энергии существенно теряются прочностные характеристики бетона на сжатие. Максимально допустимые расстояния при потере связи – 0,12 мм.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЖМ конструкций

В проектировании железобетонных монолитных конструкций следует учитывать множество факторов, к примеру, геодезию и геологию места возведения здания, его этажность, вес и т.д. И если не так давно основным форматом производства чертежей таких зданий были ручные чертежи, то сейчас эта нагрузка ложится на современные САПР, среди которых особой популярностью пользуются AutoCAD, ArchiCAD и NanoCAD. Последний, кстати, является системой автоматического проектирования именно российского производства. Современные САПР умело сочетают в себе не только возможность быстро рисовать макеты зданий, но и производить расчет толщины конструкций и входящих в нее конструкционных элементов, к примеру, арматуры, на основании имеющихся данных от геологов, геодезистов и прочих специалистов, ведущих комплекс исследовательских работ при подготовке к возведению здания или сооружения.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ С ЖМК

1. Расчет по нагрузкам: временным, кратковременным, постоянным и особым

2. Геодезический и геологический анализ территории строительства

3. Фиксация точек строительства

4. Армирование

5. Монтаж опалубки

6. Бетонирование

7. Контроль процесса твердения бетона
Монтаж железобетонных конструкций
Монтаж позволяет существенно экономить материальные ресурсы, т.к. количество необходимого при армировании материала определяет именно застройщик, его действия регламентируются только проектными требованиям, которые в свою очередь должны отвечать требованиям нормативных документов. Монтаж происходит следующим образом.
1) На площадку укладывается арматура
2) Заливается бетон
3) Контролируется процесс твердения бетона, при необходимости в эту схему можно добавить оборудование, благодаря которому обеспечивается просушка бетона и ускорение его твердения.

Теперь мы приведем конкретные цифры по требованиям:
А) Для бетонов, которые находятся в постоянном контакте с грунтом, минимальная толщина защитного слоя должна составлять 75мм
Б) Монолитные фундаменты без бетонного основания – 70 мм
В) При наличии бетонной защиты в грунте – 40 мм
Г) Монолитные фундаменты с основанием – 35 мм
Д) Балки и сборные фундаменты – 35 мм
Е) При контакте с внешней воздушной средой – 30 мм
Ж) В помещениях с повышенной влажностью – 25 мм
З) При нормальной и низкой влажности в помещении – 20 мм
И) В продольных элементах при сечении более 25-ти сантиметров – 15 мм
К) В продольных элементах при сечении менее 25-ти сантиметров – 10 мм
Заключение
Применение монолитного железобетона – один из основных шагов в истории строительства, который позволил значительно увеличить его объемы. Бетон легко монтировать, он обеспечивает защиту от воздействия множества внешних факторов, а его недостатки легко компенсировать с помощью арматуры.
Применяются такие конструкции повсеместно, что привело к целой волне исследований их возможностей, поэтому все чаще мы видим здания с нестандартными фасадами и дополнительными архитектурными элементами, позволяющими возводить не просто здания «под копирку», а серьезные, индивидуальные проекты, привлекательные как для потенциальных жильцов, так и для ваших инвесторов.

Испытания бетона в лаборатории Санкт-Петербурга

Вакансии
Строительная лаборатория ООО "Бюро "Строительные исследования" занимается испытаниями конструкций и материалов в Санкт-Петербурге и Москве

Основная специализация лаборатории:


Бесплатно вызвать лаборанта на объект или задать вопрос эксперту можно:

1. Заполнив форму на нашем сайте

2. По телефонам:

+7(812)386-11-75 - главный офис в Санкт-Петербурге

+7(965)006-94-59 (WhatsApp, Telegramm) - отдел по работе с клиентами Санкт-Петербург и Москва

3. Написать нам на почту

Подписывайтесь на наши социальные сети и YouTube канал, там много интересной информации и лайфхаков.
Задайте вопрос по этой статье, заполнив форму (телефон не обязателен)