Изыскания для строительства автомагистрали

Главной особенностью изысканий для строительства автомобильной дороги является сам объект исследования: территория будущего строительства имеет большую протяженность и, следовательно, состоит из участков с разным рельефом, почвенным покровом, физико-геологическими процессами, природными и климатическими условиями, разной степенью обеспеченности строительными материалами. Испытания проводят на небольшой глубине (в пределах 3-5 метров). Эти особенности, а также категория дороги определяют требуемый объем инженерно-геологических изысканий для выбора оптимального направления трассы. При утверждении проекта строительства особое внимание уделяется исследованию тех участков, где происходит отклонение направления трассы от прямой линии, и на сложных с геологической точки зрения территориях.
Цели инженерно-геологических изысканий при строительстве автомобильных дорог
1. Получение данных о геологическом строении, почвенном покрове, климатических и гидрогеологических условиях на территории, по которой будет прокладываться автомагистраль, а также прогнозирование их возможных изменений, могущих негативно сказаться на эксплуатации дороги, разработка защитных мер.

2. Исследование прочностных характеристик грунтовых пород, особенностей их залегания, наличия и зоны расположения подземных вод для эргономичного и экономически выгодного создания инфраструктуры дороги, включая само дорожное полотно, мосты, трубы, насыпи и другие сооружения.

3. Оценка имеющегося на данной территории расходного материала (песка, щебня, гравия и т.п.). Необходимость завоза строительного сырья значительно увеличивает стоимость работ.
Виды геологических изысканий для проектирования автомобильных дорог
Изучение особенностей рельефа местности, на которой планируются работы по строительству автомагистрали.

· Определение зоны распространения и глубины залегания грунтовых вод и их возможное воздействие на дорожное полотно.

· Испытания с целью изучения физико-механических и химических характеристик грунтов.

· Оценивание влияния последствий эксплуатации автомагистрали на геологические условия местности.

· Проектирование работ на трудных участках с целью их укрепления и безопасности укладки дорожного полотна.

· Разведка природных залежей материалов для дорожного строительства.
Этапы инженерно-геологических изысканий для строительства автомагистрали
Изучение архивных материалов изысканий на данном участке и составление топографической карты по результатам топосъемки на местности с нанесением на нее геодезических и топографических элементов, а также инженерных сооружений, расположенных на пересечении с проектируемой трассой. Особое внимание уделяется участкам пролегания автомагистрали через водные преграды, болотистые и оползневые участки.

· Статическое и динамическое зондирование, испытание штампом используется для обследования слабых грунтов с целью изучения свойств отдельных слоев, их пространственной изменчивости, прочностных и деформационных характеристик. Точек зондирования должно быть не менее шести на каждом инженерно-геологическом элементе.

· Геофизические исследования включают в себя такие эффективные методы, как георадиолокация и электротомография. Они позволяют уточнить границы расположения разных слоев грунта, скорость и направление движения подземных вод, сложные участки инженерно-геологических участков.

· Буровые работы для проведения исследований грунта в полевых условиях. Параметры горных выработок определяются сложностью инженерно-геологических условий участка. Буровые скважины располагают вдоль оси трассы в местах пересечения водостоков, на возвышенностях, в оврагах, болотистых и других участках, трудных с точки зрения геологии. Глубина их определяется уровнем грунтовых вод, но не должна превышать три метра.

При изучении грунтов в горных выработках важно обратить внимание на расположение и вид геологических слоев, наличие структурных нарушений и трещин в породе, направление и углы падения.

· В ходе буровых работ отбираются образцы грунта для испытаний в лабораторных условиях в соответствии с нормативными документами. Из каждого слоя грунта отбирают не менее шести образцов с шагом в два метра по глубине, а в глинистых грунтах пробы следует отбирать через каждые 0,5 метра. Прежде всего, отбирают образцы с нарушенной структурой для определения следующих важных характеристик:

- естественной и оптимальной влажности

- плотности

- пластичности

- гранулометрического состава

- коэффициента фильтрации

- сопротивление сдвигу и других.

Исследуют также химический состав проб воды (не менее трех), агрессивность ее по отношению к бетону и коррозийную активность к металлам, оценивают техногенное загрязнение грунтовых вод по химическим и бактериологическим показателям.

· Изучение водопроницаемости и фильтрационных характеристик водоносных горизонтов, глубину залегания и изменчивость уровня грунтовых вод в зависимости от сезона, направление их движения и другие характеристики.

· Составление отчета по результатам изысканий. В нем указываются следующие сведения: границы участков, на которых проводились работы, результаты всех геологических, гидрологических, геодинамических исследований и испытаний грунтов, сроки и исполнители работ.
Особенности инженерных исследований на местах индивидуального проектирования
Характер и направленность инженерно-геологических изысканий напрямую зависит от типа грунтов.

· При исследовании просадочных грунтов особое внимание уделяется очерчиванию зоны их распространения, риску развития просадочных процессов, фильтрационным свойствам, зависимости просадочности от давления.

· Набухающие грунты требуют определения особенностей их строения, направления распространения усадочных трещин, давления набухания, относительного набухания и влажности грунта, степени усадки, модуля деформации.

· В районах распространения органических и минеральных грунтов изучают степень и прогрессию заболачивания местности, местоположение водоносных горизонтов, влажность и плотность заторфованных грунтов в водонасыщенном состоянии, свойства таких грунтов с учетом их осушения и уплотнения в ходе проведения защитных мероприятий.

· При наличии на территории засоленных грунтов изучают качество и количество водорастворимых солей в грунте, проявление процессов выщелачивания и суффозии на земной поверхности.

· В районах распространения подвижных песков анализируются физико-химические свойства песков, формы их рельефа, активность ветрового режима, степень подвижности песков.

· Если на участке активно развиваются карстовые и суффозные процессы, необходимо изучить трещевидность породы, проявление разрушающих процессов как под землей, так и на ее поверхности.

· В сейсмоопасных районах составляются карты с указанием сейсмичности в баллах и прогнозируются изменения ее с учетом изменений инженерно-геологических условий в период строительства и эксплуатации объекта.

В районах распространения слабых грунтов необходимо установить границы их залегания, стратиграфические особенности, провести гидрогеологические изыскания, составить прогноз возможных изменений в процессе строительства и эксплуатации автомагистрали.
Заключение
Всестороннее изучение грунтов и водоносных горизонтов на местности предполагаемого строительства автомагистрали позволит оценить несущую способность грунтов, рассчитать допустимую нагрузку на дорожное полотно и предупредить его подтопление и деформацию.
Строительная лаборатория ООО "Бюро "Строительные исследования" занимается испытаниями конструкций и материалов в Санкт-Петербурге и Москве

Основная специализация лаборатории:


Бесплатно вызвать лаборанта на объект или задать вопрос эксперту можно:

1. Заполнив форму на нашем сайте

2. По телефонам:

+7(812)386-11-75 - главный офис в Санкт-Петербурге

+7(965)006-94-59 (WhatsApp, Telegramm) - отдел по работе с клиентами Санкт-Петербург и Москва

3. Написать нам на почту

Подписывайтесь на наши социальные сети и YouTube канал, там много интересной информации и лайфхаков.
Задайте вопрос по этой статье, заполнив форму (телефон не обязателен)